Сегодня дней рождений нет
Мероприятий не запланировано


 


Инициатива наказания

В Комитете Госдумы по охране здоровья в конце января состоялось заседание рабочей группы, на котором обсуждался проект поправок в УК РФ и КоАП РФ, предусматривающих ужесточение ответственности за изготовление и продажу поддельных препаратов. Принявшим участие в заседании представителям Росздравнадзора и думского комитета удалось отчасти согласовать позиции, однако в ближайшее время обсуждение продолжится.

Как рассказал «ФВ» начальник Управления лицензирования и правового обеспечения Росздравнадзора Сергей Максимов, законопроект «О внесении изменений в УК РФ, в ст. 151 УПК РФ и КоАП» был подготовлен рабочей группой Института государства и права РАН, прошел экспертизу Росздравнадзора и экспертов профессионального фармсообщества. Активное участие в разработке законопроекта и его совершенствовании принимает Комитет по охране здоровья Госдумы РФ.

Согласование проекта заняло много времени. «Мы долго согласовывали с Росздравнадзором терминологию, обсуждали большой перечень мероприятий, в т.ч. уже принятых норм по борьбе с нарушением авторских прав, — пояснил зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. — Нами были предложены достаточно жесткие меры, устанавливающие многоуровневую ответственность, начиная с производителя фальсифицированных препаратов и заканчивая аптекой. И конечно, ужесточение наказания за изготовление и распространение контрафактной продукции».

Необходимость поправок в кодексы оговаривается авторами в пояснительной записке к законопроекту. «Ни УК РФ, ни КоАП РФ не предусматривают обособленной в отдельных статьях ответственности за обращение недоброкачественных и поддельных лекарств, а также БАД, что не позволяет вести целенаправленную борьбу с данными видами общественно опасных деяний, планировать целевые профилактические мероприятия, обеспечивать должный спрос с уполномоченных органов за борьбу с названными видами правонарушений», — говорится в ней.

Авторы законопроекта предлагают дополнить УК РФ ст. 238 «Обращение недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств и биологически активных добавок», предусматривающей наказание за обращение, в т.ч. производство, предложение к продаже, продажу, незаконное хранение, перевозку, пересылку и ввоз на территорию страны заведомо недоброкачественных ЛС, в т.ч. фармсубстанций, или БАД. За указанные деяния предлагается ввести ответственность в виде штрафа в размере 300—500 тыс. руб. или заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до 3 лет, либо в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

В случае, если эти действия повлекли причинение вреда здоровью человека по неосторожности либо совершены группой лиц по предварительному сговору, участники деяния будут наказываться лишением свободы на срок до 5 лет с выплатой штрафа в размере 300—500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до 3 лет и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если действия фальсификаторов повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, участники преступного сообщества будут наказаны лишением свободы на срок 3—10 лет и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на 3 года.

Под действие УК РФ попадают только лица, получившие за счет производства и реализации фальсифицированной продукции 1 млн руб. и более. Для борьбы с мелкими недобросовестными предпринимателями предложено дополнить КоАП ст. 6.16 «Обращение недоброкачественных лекарственных средств и биологически активных добавок в некрупных размерах». За обращение недоброкачественных ЛС и БАД в некрупном размере и при отсутствии признаков состава преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ, предлагается взимать с граждан штраф в размере стоимости продукции, а также проводить ее конфискацию. Должностным лицам, у которых фальсификаты также будут конфисковываться, за те же деяния придется заплатить штраф уже в двукратном размере, а юридическим лицам — в трехкратном.

Законопроект также предусматривает изменение функций Росздравнадзора в сфере борьбы с фальсификатами. До сих пор ведомство не могло самостоятельно составлять административные протоколы и принимать решения о наложении административных наказаний на нарушителей. Одним из последствий этого, отмечает Сергей Максимов, стало то, что обнаруженные во время проверок фальсифицированные лекарства не могут быть сразу признаны вещественными доказательствами по административному, а затем и по уголовному делу и подлежат уничтожению в установленном законом порядке. Как показывает практика, уничтожение предмета преступления до начала расследования, как правило, приводит к «развалу» уголовного дела еще до суда.

Между тем за девять месяцев 2008 г. органами Росздравнадзора было составлено 676 протоколов об административных правонарушениях, на основании которых судами аннулировано лишь 30 лицензий. В общей сложности к административной ответственности ежегодно привлекается не более 1,2—1,3 тыс. лиц. Значительную часть протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Росздравнадзора, суды не рассматривают в связи с истечением срока рассмотрения. Основной объективной причиной этого является большая загруженность судов. В целом за год уполномоченные должностные лица возбуждают не более 100—120 уголовных дел о преступлениях, связанных с обращением недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств и БАД. Уголовных дел по факту преступлений, связанных с обращением фармсубстанций, — единицы.

Отсутствие у Росздравнадзора необходимых полномочий существенно снижает эффективность борьбы с фальсификацией. Для расширения функций Федеральной службы авторы законопроекта предлагают дополнить КоАП РФ ст. 23.70, наделяющей органы Росздравнадзора и их должностные лица полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с оказанием медуслуг, обращением ЛС и ИМН. Кроме того, авторы законопроекта полагают, что необходимо внести изменения в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, позволяющие оптимизировать практику рассмотрения дел об осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности без лицензии.

Участники рынка позитивно восприняли законопроект. По словам главы представительства Pfizer в России Режиса Ломма, данный законопроект является чрезвычайно важной и очень ожидаемой всеми участниками рынка инициативой: «Я уверен, что предлагаемые нормы по ужесточению ответственности за производство и обращение фальсифицированных медикаментов окажут важное и позитивное воздействие на ситуацию в нашей отрасли, поэтому надеюсь, что обсуждение и принятие законопроекта не будет затягиваться. Даже если законодательный процесс займет определенное время, уже сам факт появления подобного документа является значительным прорывом в решении проблемы фальсифицированных лекарств на российском рынке и позволит привлечь дополнительное внимание общественности к этому вопросу».



Источник: Смирнов Евгений, "Инициаьтва наказания"// "Фармацевтический вестник" № 5 (537) за 10.02.09


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter

Время генерации страницы: 0.17246699333191