Сегодня дней рождений нет
Мероприятий не запланировано


 


ФАС ищет след Pfizer в России

Разразившийся в США конфликт вокруг компании Pfizer, которая за подкуп врачей должна заплатить штраф в размере 2,3 млрд долл., получил свое продолжение в России. Вчера Федеральная антимонопольная служба пообещала проверить, как иностранные фармпроизводители продвигают свои препараты на российском рынке. Ведомство полагает, что западные компании с помощью больших бюджетов способны убедить врачей использовать их лекарства.

О том, что антимонопольная служба проверит иностранные фармкомпании на предмет продвижения лекарств в России, вчера рассказал начальник управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС Тимофей Нижегородцев. По его словам, сейчас проверкам подвергаются несколько крупнейших фирм, но ведомство интересуют все представленные в России иностранные производители лекарств.

ФАС озаботилась методами воздействия фармпроизводителей на врачей, формирующих потребность пациентов в лекарствах. Ведомство опасается, что врачебное сообщество, простимулированное финансовыми и другими поощрениями, выбирает западные дорогие препараты при наличии на рынке более дешевых российских аналогов. Г-н Ниже­городцев заметил, что эти подозрения в некоторых случаях находят подтверждения. Он отказался наз­вать интересующие ФАС компании, но добавил, что через три недели материалы проверки будут уже обнародованы. Собранную информацию ФАС передаст в прокуратуру.

Впрочем, уточнил представитель ФАС, в российском законодательстве нет положений, которые бы регламентировали взаимодействие фармкомпаний с врачами. Чтобы наказать виновных, нужны поправки в уголовный и административный кодексы, и этим сейчас занимается Госдума, добавил эксперт.

В большинстве других стран государство регламентирует отношения фармкомпаний, отслеживая их взаимодействие как с врачебной средой, так и с рынком в целом, говорит менеджер по экономике здравоохранения французской Servier Александр Быков. В пример приводится недавний скандал в США, связанный с компанией Pfizer. Министерство юстиции США обвинило производителя в навязывании своих лекарств через врачей, а также в незаконном маркетинге. Теперь компания должна заплатить баснословный штраф в размере 2,3 млрд долл.

Менеджер по работе со СМИ российского представительства Pfizer Ирина Гущина вчера заявила РБК daily, что компания не располагает сведениями о проверках ФАС. Не смогли дать ответ и другие крупнейшие поставщики лекарств на российский рынок Novartis, Bayer и Roche (см. таблицу). По итогам первого полугодия 2009 года импорт лекарств в Россию составил 138 млрд руб., увеличившись на 27%.

Глава Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM) Александр Шипков утверждает, что не знает ничего о том, чтобы в бюджете членов ассоциации закладывались деньги на выстраивание отношений с врачами. «Ком­пании предусматривают сред­ства на обучение врачей, на маркетинг, но это совершенно иные цели», — заявил он.

Между тем ФАС утверждает, что иностранным производителям благодаря своим стратегиям продвижения препаратов уже удалось повлиять на госзакупки лекарств. Доля российских компаний в закупках по программе лекарственного обеспечения в первом полугодии 2009 года, по оценке Росздравнадзора, составила всего 5%, а замена на российские аналоги была бы целесообразна более чем в 5 тыс. случаев. При этом возможная экономия средств составила бы 1,2 млрд руб.

Крупнейшие иностранные производители, представленные на российском рынке (доля в импорте, %)

Компания

I-е полугодие 2008 г.

II-е полугодие 2009 г.

JANSSEN PHARMACEUTICA N.V.

3,99

6,10

SANOFI-AVENTIS

4,91

5,03

NOVARTIS

4,17

4,91

SERVIER

4,46

4,55

F.HOFFMANN-LA ROCHE LTD

2,69

3,70

BERLIN-CHEMIE /A.MENARINI/

3,68

3,49

GEDEON RICHTER

3,60

3,21

BOEHRINGER INGELHEIM

2,97

3,11

BAYER SCHERING PHARMA AG

6,01

2,92

PFIZER

1,98

2,64



Комментарий эксперта:

В контексте обсуждаемой инициативы ФАС следует обратить внимание на специфику поведения иностранных фармацевтических компаний на российском рынке. Отсутствие законодательной базы, регламентирующей отношения между фармацевтической отраслью и представителями медицинской среды создает довольно широкие возможности для оказания влияния и давления на последних с целью лоббирования своих интересов. Такие компании как Novo Nordisk, Ely Lilly, Berlin-Chemie, Johnson&Johnson проявляют повышенную активность в направлении информационно-просветительской деятельности среди медиков, спонсируя их поездки за рубеж, проведение конференций, круглых столов, издание медицинской литературы, развитие медицинских образовательных программ. Особый акцент лидеры отечественного фармацевтического рынка делают на сотрудничестве с государственными медицинскими службами, эффективность которого очевидна. Показательным в данном случае является список участников ДЛО за последние несколько лет.
Инициатива ФАС в полной мере соответствует логике стратегической политики государства в направлении импортозамещения лекарственных средств (государственная программа импортозамещения), о чем было заявлено еще в марте 2007 года В.Путиным, отметившего необходимость фармпроизводства в России.

Солодилова Мария, Старший Аналитик Центра по изучению проблем взаимодействия власти и бизнеса




Источник: Парфененкова Маргаритта, "ФАС ищет след Pfizer в России"//"РБК-daily" за 09.09.2009


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter

Время генерации страницы: 0.10101413726807