Ритейлеры займутся самолечением

29.10.2012

Торговым сетям могут разрешить продавать безрецептурные лекарства, на долю которых приходится почти половина реализуемых в России препаратов (220 млрд руб.). Правительству это позволит усилить конкуренцию на аптечном рынке, снизив расценки на лекарства, а ритейлерам — побороться за дополнительные несколько процентов собственного оборота.

К 1 декабря правительству должен быть представлен доклад на тему "Возможности реализации отдельных лекарственных средств в торговых сетях", указано в протоколе заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова от 16 октября. Доклад предстоит подготовить Минздраву совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по тарифам (ФСТ). 

Речь идет о безрецептурных препаратах, уточнил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли и президент группы "Дикси" Илья Якубсон. По его словам, допуск ритейлеров к продаже безрецептурных лекарств призван увеличить конкуренцию на фармацевтическом рынке. "С теоретической точки зрения это позитивно и для покупателей, и для продавцов, но у нас нет опыта в этой области",— добавил он. 

Руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев не стал комментировать этот вопрос "до тех пор, пока не будет принято каких-либо решений". ФСТ еще не получила протокол с подобным указанием, остальные ведомства комментарии не предоставили. 

Сама идея продавать безрецептурные лекарства за пределами аптек не нова — ее еще в 2009 году озвучил Минпромторг. Но на сторону аптек встал тогдашний Минсоцздрав, и предложение в итоге было отозвано. 

Объем коммерческого, или аптечного, сегмента российского фармацевтического рынка в 2011 году увеличился в денежном выражении, по оценке DSM Group, составил 468 млрд руб. (около $16 млрд). Прогноз на 2012 год: рост на 15%. На долю безрецептурных лекарств в аптечных продажах приходится примерно 47,2% в денежном объеме и 71% в упаковках. Крупнейшими аптечными сетями по обороту в прошлом году стали "36,6", "Ригла", "Импозия", вместе занимающие 7,2% рынка. Самыми популярными брендами среди безрецептурных лекарств являются "Арбидол", "Эссенциале", "Нурофен", "Линекс", "Мезим Форте", "Терафлю". 

Совладелец аптечной сети А5 (под управление более 1,1 тыс. точек) и бывший президент "Копейки" Сергей Солодов считает инициативу правительства спорной. Продажа лекарств, отмечает он, требует определенного уровня квалификации продавца-консультанта и провизора: "В России все еще высоко доверие к людям в белых халатах". Торговые сети стараются продавать товары с наименьшими расходами и могут эффективно справляться с продажами презервативов и леденцов, которые и сейчас есть в прикассовых зонах, считает господин Солодов. Неоднозначно оценивают инициативу в компании Stada CIS (производит, в частности, анальгин). "С одной стороны, это увеличивает доступность препаратов для потребителя, потому что только в крупных городах сейчас можно найти аптеки на каждом углу,— говорит заместитель гендиректора компании Иван Глушков.— Но если продавец в аптеке выступает еще и в роли консультанта, то в магазине покупатель будет один на один с лекарствами". 

Сейчас фармацевтическая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности в соответствии со ст. 12 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Прибыль аптек на 70% зависит от продаж безрецептурных препаратов, и за счет этого аптеки покрывают затраты на выполнение социальных функций (выдача бесплатных и льготных лекарств), ранее констатировал Минсоцздрав. 

Во многих странах безрецептурные препараты продаются в обычных магазинах. Например, Walmart является лидером по продажам лекарственных средств, осуществляя продажи безрецептурных препаратов в форматах гипермаркет и суперстор, а также развивая собственную аптечную сеть Sam's Club и сеть внутриаптечных клиник, напоминает гендиректор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. По его оценкам, потенциальная доля продовольственных сетей на рынке безрецептурных препаратов может составить до 20%. А в структуре продаж ритейлеров доля таких лекарств не превысит 1%, а в валовой марже — 2,5%. В то же время крупнейшие торговые сети могут довести эту долю до 2% в выручке и 5% в валовой марже за счет включения в ассортимент дженериков под собственными торговыми марками, полагает господин Бурмистров. 

Оригинал статьи см. здесь


Источник: Евгения Перцева, Олег Трутнев, - Ритейлеры займутся самолечением // Коммерсантъ от 29.10.2012


Постоянный адрес материала: http://farm.lobbying.ru/index.php?article_id=10885